Глава № 2
Глава № 3
Глава № 4
Глава № 5
Глава № 6
Глава № 7
Глава № 8
Главная

Материал взят из книги


Скачать оригинал КНИГИ в хорошем качестве

Струйные принтеры «НР ОевЫе! 1220/1280/1180/9300»

На смену выпускавшимся ранее полноцветным струйным принтерам формата АЗ — «НР 01 1120/1150» пришли новые модели — «НР DJ 1180/1220/1280/9300». В этой главе рассмотриваются их конструктивные особенности, а также методика поиска и устранения возможных неисправностей.

Технические характеристики

Основные технические характеристики принтеров «НР ОІ 1180/1220/1280/9300» приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1

Основные технические характеристики принтеров «НР £>/ 1180/1220/1280/9300*

Порядок разборки принтеров

Все рассматриваемые модели имеют практически одинаковую конструкцию и отличаются лишь главной платой электроники.

Для разборки принтеров потребуется отвертка типа «снежинка» номер Т15 и плоская отвертка номер 1.

Разборку принтеров выполняют в следующей последовательности.

1. Снимают лоток приема бумаги после печати (рис. 4.1). Он представляет собой плоскость с выступами по краям для фиксации и поворота при транспортировке и хранении. Отжимают с обеих сторон его защелки (рис. 4.2) и снимают лоток.

2. Снимают лоток подачи бумаги: выгибают плоскость лотка (пис. 4.3) и вытягивают его движением на себя.

3. Снимают заднюю поворотную стенку: поворачивают фиксатор вправо на полоборота (рис. 4.4) и вытягивают его.

4. Снимают заднюю стенку: откручивают два винта, выгибают заднюю стенку с правой стороны (рис. 4.5), снимают правый край, поворачивают ее по окружности и снимают левый край.

5. Снимают облицовку принтера. Отжимают защелку с нижней стороны принтера (рис. 4.6) и сдвигают облицовку с посадочного места. Отжимают защелки с лицевой стороны (рис. 4.7 и 4.8), также сдвигают облицовку с посадочного места и снимают ее. Левая крышка облицовки снимается аналогично, только при отжиме защелки на днище с передней стороны нужно действовать осторожно, чтобы не повредить шлейф двигателя. На правой крышке закреплена плата управления принтером. Отдельного жгута прово-

Рис. 4.6


Рис. 4.4


Рис. 4.5


дов, как в модели 1120, для нее нет, поэтому и плату следует открутить от крышки облицовки (рис. 4.9).

На рис. 4.10 приведен внешний вид принтера без облицовки, где цифрами обозначены: 1 — механизм привода каретки, 2 — механизм транспорта бумаги, 3 — узел парковки и очистки картриджей, 4 — механизм выталкивания бумаги, 5 — главная плата электроники, 6 — блок питания.

В отличие от предыдущих моделей, в этой серии компоновка элементов стала более удобна — плата электроники перемещена с нижней на боковую сторону принтера, что исключает попадание на нее чернил и посторонних предметов. Более удобно в плане демонтажа расположен ремень привода каретки с картриджами.

6. Снимают главную плату электроники. Отсоединяют разъемы от платы (рис. 4.11), где цифрами обозначены: I — разъем блока питания, 2 — разъем каретки с картриджами, 3 — разъем жгута электрической части. Далее откручивают пять винтов ее крепления к основанию принтера и снимают плату. На рис. 4.12 приведен ее внешний вид, где: 1 — и5В-порт, 2 — ЬРТ-порт, 3 — оптический датчик закрытия верхней крышки (его активатор находится непосредственно на самой крышке), 4 — оптический датчик определения подачи бумаги и переднего края листа (его активатор находится на прижимной плоскости (рис. 4.13), 5 — оптический датчик закрытия задней поворотной стенки (его активатор находится в правом основании принтера (рис. 4.14), 6 — микросхема






привода шагового двигателя парковочного узла, 7 и 8 — микросхема контроллера блока питания и ее внешние элементы, 9 — цифровая часть платы, закрытая металлическим экраном (у модели НР 1220 нет этого экрана).

7. Снимают блок питания. Отгибают зацепы защитного экрана блока питания (рис. 4.15) и снимают экран. Откручивают четыре винта 1 крепления его к основанию принтера (рис. 4.16), отсоединяют разъем 2 включения блока питания и разъем подключения напряжения 220 В из основания принтера, надавив на защелки по его краям. На рис. 4.17 показан внешний вид блока питания, где: I — предохранитель 220 В (3,15 А), 2 — элементы помехоподавляющего фильтра, 3 - сглаживающий конденсатор выпрямителя, 4 — мощный полевой транзистор преобразователя (закреплен на радиаторе), 5 — оптроны гальванической развязки, 6 — сетевой диодный мост, 7 — выпрямительные диоды вторичных цепей на радиаторах, 8 — импульсный трансформатор, 9 — компаратор контроля потребления тока вторичными цепями (КА324А), 10 — фильтрующие конденсаторы выпрямителей вторичных цепей, 11 — предохранители вторичной цепи (5 А и 2,5 А), 12 — разъем шлейфа платы управления на правой крышке. На рис. 4.18 показана микросхема контроллера блока питания 1 (АБ998ВК) и ее внешние элементы 2. Блоки питания рассматриваемых моделей принтеров одинаковы, хотя могут отличаться применяемыми компонентами и их расположением. На рис. 4.19 показан такой блок питания, в котором в качестве контроллера используется специализированная микросхема (1М0880Б) со встроенным мощным полевым




транзистором. Блок питания формирует два напряжения: 5 В — для питания электроники и 24 В — для питания двигателей. Включать блок питания без нагрузки не рекомендуется. Несмотря на наличие сетевого выключателя, блок питания управляется главной платой электроники. Поэтому, если по какой-либо причине принтер выключают во время работы, сетевое напряжение на него все равно будет подаваться до моменга окончания парковки печатающей головки.

8. Снимают механизм привода каретки с картриджами. Откручивают семь винтов (рис. 4.20 и 4.21) и снимают узел движением вверх. Ослабляют пружину натяжения координатной ленты (рис. 4.22) и снимают ее с зацепа. Отжимают натяжной ролик зубчатого ремня привода (рис. 4.23 и снимают его с направляющей






оси. Отжимают пластину (рис. 4.24) и снимают ось. Отсоединяют шлейф от основной платы каретки, освободив его из мест крепления (рис. 4.25). Снимают шлейф, освободив его из основания (рис. 4.26). Откручивают два винта и снимают двигатель (рис. 4.27). Здесь используется коллекторный двигатель постоянного тока. Откручивают пять винтов крепления каретки (рис. 4.28). На ней установлены узел крепления зубчатого ремня 1 (рис. 4.28) и плата электроники для управления работой картриджей 2. На плате (рис. 4.29) показаны следующие узлы: 1 — фильтрующие конденсаторы, 2 — микросхема управления черным картриджем, 3 — микросхема управления цветным картриджем, 4 — оптический датчик позиционирования каретки. На рис. 4.30 показаны контакты на плате для картриджей.







9. Снимают узел парковки и очистки картриджей. Отсоединяют разъем питания двигателя узла 1 (рис. 4.31), откручивают винт 2 крепления к правому основанию принтера и снимают узел. На рис. 4.32 показан винт крепления двигателя к основанию узла. Откручивают два винта соединения частей узла, отжимают две защелки (рис. 4.33) и разбирают узел парковки (рис. 4.34), который состоит из следующих узлов: 1 — верхняя крышка, 2 — резиновые ножи очистки дюз картриджей, 3 — резиновые присоски парковки картриджей, 4 — шестерня привода в движение подвижной части узла, 5 — впитывающий материал (салфетка), 6 — корпус узла, 7 — шаговый двигатель и шестерни передачи.

10. Снимают узел транспорта бумаги. Для этого вначале снимают приемную планку, открутив три винта (рис. 4.35), а затем —

вал выхода бумаги. Проворачивают опоры вращения вала с левой и с правой сторон (рис. 4.36 и 4.37), снимают зубчатый ремень и

вынимают вал из пазов основания. На рис. 4.38 он показан снятым с принтера, где 1 — нажимной рычаг муфты подачи бумаги. На рис. 4.37 цифрой 1 показаны резиновые ролики натяжения листа бумаги при печати.

Снимают вал подачи бумаги. Для этого поворачивают его втулки (рис. 4.39 и 4.40). Расцепляют коромысло-рычаг от основного вала и снимают вал подачи бумаги. Он представляет собой металлическую ось с резиновым роликом 1 (рис. 4.41), муфтой 2 и роликами поджатия листа бумаги.

Откручивают винт (рис. 4.42) и снимают прижимную планку (она служит для прижима бумаги к основному валу). После этого снимают пружины прижимной планки, а затем уже снимают ее вместе с частью основания.




Снимают основной вал. Для этого поворачивают втулки опоры вращения вала с обеих сторон (рис. 4.43 и 4.44), отсоединяют две пружины механизма (рис. 4.45) и снимают вал. На рис. 4.46 показаны его основные детали: 1 — координатный диск, 2 — шестерни привода, 3 — резиновые ролики.

Откручивают три винта (указаны 3 нижними стрелками на рис. 4.47) и снимают подпружиненную подъемную площадку (прижимают бумагу к подаюшему ролику). Ее пружина (рис. 4.48) надета на рычаг передачи подъемной силы. На рис. 4.47 показаны следующие элементы: 1 — тормозная площадка, 2 — прижимные ролики к основному валу, 3 — двигатель привода (коллекторный постоянного тока), 4 — жгуты проводов (для их снятия сжимают защелки плоскогубцами и удаляют их из основания), 5 и 6 — опоры (они крепятся винтами к металлическому основанию — см. рис. 4.49).

На левом основании находятся оптический датчик координатного диска 1 (рис. 4.50), двигатель привода механизма 2 и узел передачи вращения при помоши зубчатых ремней 3.

На правом основании установлен активатор оптического датчика закрытия задней поворотной стенки.

На этом разборку принтера можно считать законченной. Собирают принтер в обратной последовательности. Во время сборки не




требуется позиционировать механические узлы принтера. Это происходит автоматически после его включения.

Возможные неисправности принтеров и способы их устранения



Принтер включается и примерно через 5 с выключается

Причина подобного дефекта' — открытая задняя поворотная стенка. Несмотря на то что ручка закрывания задней стенки может находиться в закрытом (правом) положении, необходимо повернуть ее влево и вновь повернуть вправо. Если дефект остался, необходимо повторить эту операцию несколько раз. Дело в том, что активатор оптического датчика закрывания стенки иногда застревает в посадочных местах и не опускается в шель датчика.

Принтер не включается, индикатор питания не светится

В этом случае, скорее всего, неисправен блок питания. Для диагностики блока заменяют его на заведомо исправный. Если такой возможности нет, снимают блок питания с принтера, подключают вольтметр к фильтрующему конденсатору 10 (рис. 4.17) вторичного напряжения 5 В и включают БП. Если напряжение 5 В появилось на несколько секунд, то скорее всего БП исправен, а проблема в главной плате электроники или в других узлах принтера. Если напряжение на конденсаторе равно нулю, то вероятнее всего, что блок питания неисправен. При этом возможны следующие ситуации:

1. Отсутствует напряжение 300 В на фильтрующем конденсаторе 3 (рис. 4.17) сетевого выпрямителя.

В этом случае проверяют предохранители 1 и 11, элементы сетевого фильтра, диодный мост 6.

Если при установке нового сетевого предохранителя он вновь перегорает, то следует проверить полевой транзистор 4, а в случае применения в БП силовой микросхемы — то и ее.

2. Предохранители исправны, но БП не запускается. В этом случае проверке подлежат внешние элементы 2 (рис. 4.18) управляющей микросхемы. Если они исправны, заменяют микросхему.

3. Из БП слышны периодические «щелчки» или звуки высокого тока. В этом случае проверяют диоды и фильтрующие конденсаторы во вторичных цепях. Такой же дефект может наблюдаться при высыхании фильтрующего электролитического конденсатора в первичной цепи БП.

БП исправен, но принтер не включается

В этом случае вероятнее всего неисправна основная плата (рис. 4.12), а точнее — микросхема управления и контроля питания 7 или ее внешние элементы 8. Предохранители на плате отсутствуют, элементы проверяют методом визуального осмотра. При этом следует отключить шлейф 2 (рис. 4.11) каретки и разъем питания шагового двигателя. Также причиной подобного дефекта может быть выход из строя микросхемы управления этим двигателем.

Подвижная часть парковочного узла не перемещается

Вышла из строя микросхема управления шаговым двигателем узла. Как правило, причиной может служить переполнение узла нернилами (используются перезаправленные картриджи). При этом двигатель, как правило, «выживает», а его управляющая микросхема — нет.

После прогона листа бумаги механизм транспорта не останавливается и продолжает вращаться еще некоторое время

В подобном случае вероятнее всего неисправен оптический датчик определения подачи листа и переднего края бумаги 4 (рис. 4.12) или его активатор (рис. 4.13). Иногда достаточно промыть и очистить рабочие поверхности датчика. Если это не помогает, датчик заменяют.

После закрытия верхней крышки принтера каретка не перемещается в положение парковки

Неисправен оптический датчик закрытия верхней крышки 3 (рис. 4.12). В практике автора были случаи, когда датчик просто ломался или в щель датчика попадал посторонний предмет. В таком случае при открытии крышки каретка с картриджами не выезжает для замены последних.

Принтер сразу после включения отключается

Неисправен оптический датчик закрытия задней поворотной стенки 5 (рис. 4.12). Его, как и в предыдущем случае, очищают. Если это не помогает, датчик заменяют.

Принтер не работает с компьютером через 1.РТ-порт

В этом случае, вероятнее всего, неисправна главная плата. Это происходит по причине коммутации разъема ЬРТ-порта на работающем принтере. Если это произошло, можно проверить ШВ-порт и, если он исправен, подключают ПК к нему.

Принтер не работает с компьютером через иБВ-порт

Если разъем иБВ не сломан, то отказ вызван неисправностью главной платы. Обычно в таком случае параллельный порт тоже выходит из строя. Главную плату придется заменить целиком.

Мигают или постоянно светятся все три индикатора на лицевой панели

При такой неисправности механизм принтера может совершать хаотические движения или совсем не двигаться. ПО принтера при этом сообщает, что принтер не включен или не готов. Все это связано со сбоем в работе цифровой части главной платы — плату придется заменить.

Принтер не «обнаруживает» черный картридж

Проверяют исправность картриджа (на другом принтере), механизма фиксации картриджа (иногда отламываются упоры (зеленого цвета) на каретке). Проверяют и при необходимости очищают контактную группу подключения картриджа (рис. 4.30). Если картридж исправен и контактная группа чистая, то скорее всего неисправна микросхема контроллера картриджа 2 (рис. 4.29). Найти эту микросхему в продаже, скорее всего не удастся и придется заменить всю плату.

Принтер не «обнаруживает» цветной картридж

Методика поиска такая же, как и при неисправности черного картриджа. В этом случае иногда выходит из строя микросхема контроллера цветного картриджа 3 (рис. 4.29). Наиболее вероятная причина этого дефекта — статическое электричество (разряд происходит в момент касания картриджем контактной группы на плате при его замене). Чтобы этого не произошло, перед заменой картриджа следует одной рукой прикоснуться к металлическим деталям принтера, а другой меняют картридж.

При движении каретка в крайних положениях бьет об основание принтера

Очищают координатную ленту и проверяют ее состояние. На ней должны быть четко видны отметки в виде полосок на прозрачной пленке. Если лента мутная, сильно повреждена или загрязнена (много чернильных пятен), то ленту заменяют. Если лента в нормальном состоянии, то неисправен оптический датчик, расположенный на плате каретки. Сначала очищают его рабочие поверхности краем материала, смоченного какой-либо не агрессивной моющей жидкостью (можно использовать обычную воду). Если это не помогает, заменяют датчик.

После включения принтера мотор привода каретки вращается, но каретка при этом не движется

Скорее всего, оторвано крепление зубчатого ремня от основания каретки 1 (рис. 4.28). При этом на панели индикации будут поочередно мигать два индикатора. Подвес зажима ремня соединен с основанием через резиновый переходник — он и рвется. Такая поломка обычно происходит, если на пути движения каретки встречается препятствие (застрявшая бумага, посторонние предметы и т. д.).

Принтер самопроизвольно прекращает печатать, после этого загораются все индикаторы

Это происходит из-за неисправности шлейфа между основной платой и платой каретки. Иногда протирается изоляция на нем и токопроводящие дорожки касаются корпуса принтера. Иногда дорожки обрываются, что можно выявить с помощью омметра.

Примечание. Если не закрепить шлейф на основании каретки (рис. 4.25) (даже если «ушки» крепления отломаны, шлейф необходимо закрепить другим способом), то он в этом месте и переломится. Шлейф придется заменить, иначе он может вывести из строя как главную плату, так и плату каретки.

При работе принтера в его правой части слышен треск шестерен

После вскрытия облицовки будет виден залитый чернилами парковочный узел. Его необходимо промыть обычной водой, а затем проверить целостность его элементов. Если впитывающая салфетка изношена, лучше ее удалить. При необходимости смазывают трущиеся детали, собирают узел и проверяют его работоспособность. Если подвижная часть перемещается рывками, то в этом случае, скорее всего неисправен двигатель привода узла 7 (рис. 4.34), но может быть неисправна и микросхема контроллера 6 (рис. 4.12) на главной плате. Для ее проверки можно использовать двигатель от моделей 800—900 серий принтеров НР.

Если принтер долгое время не используется, подсыхают дюзы его картриджей

Необходимо проверить парковку картриджей: резиновые кюветы 3 (рис. 4.34) должны становиться под дюзы. Если все нормально, то, разобрав парковочный узел, можно увидеть вывалившиеся уплотнители из-под кювет снизу на подвижной части узла. Их устанавливают на место и при необходимости приклеивают.

Изображение при печати смазано

Сильно загрязнились или повреждены резиновые ножи очистки 2 (рис. 4.32). Их промывают.

Принтер при подаче с лотка захватывает сразу несколько листов бумаги

Загрязнилась или стерлась резиновая поверхность тормозной площадки 1 (рис. 4.47). Ее очищают и при необходимости заменяют.

Принтер включается и при попытке провернуть валы транспорта бумаги отключается

Это происходит по причине заклинивания механизма транспорта бумаги, или в него попадает посторонний предмет. Осматривают механизм и проверяют его работу, вручную вращая валы.

Лист бумаги подается с перекосом

В подобном случае необходимо разобрать весь механизм и очистить все валы и поверхности, по которым движется бумага.

После включения принтера резко проворачивают его валы и он останавливается. После этого начинают мигать два индикатора на лицевой панели

Подобный дефект может быть вызван неисправностью оптического датчика скорости вращения валов 1 (рис. 4.50). Если это не так, необходимо убедиться в том, что координатный диск 1 (рис. 4.46) хорошо закреплен на основном валу, вращается вместе с ним и проходит между рабочими поверхностями датчика. Если все нормально, промывают поверхность датчика.

Бумага застревает на выходе из принтера

Обычно после некорректного удаления бумаги ломаются прижимные зубчатые металлические колесики, закрепленные на приемной планке. Из-за их отсутствия край листа упирается в планку и лист при подаче основного вала складывается в «гармошку». Необходимо найти и удалить сломанные колесики, проверить не попали ли они в механизм принтера, иначе это может вызвать повреждение валов.

Плохо работает механизм захвата листов с лотка

Загрязнился или пришел в негодность ролик подачи 1 (рис. 4.41).

При печати каретка останавливается, после этого начинают мигать два индикатора на панели принтера

Отключают сетевое питание до момента парковки каретки. Поднимают верхнюю крышку и рукой перемещают каретку вправо-влево. Как правило, она будет перемещаться с усилием. Очищают направляющую ось от грязи и смазывают ее жидким маслом (конденсаторным или трансформаторным).

После включения принтера не вращается привод транспорта бумаги

Возможно, при сборке принтера был поврежден шлейф питания двигателя (рис. 4.51). При установке левой крышки необходимо зацепить провод за выступ.

Нет захвата бумаги, при этом не поднимается площадка подъема бумаги к ролику подачи

Проверяют принтер на отсутствие внутри него посторонних предметов. Далее, сняв механизм выхода бумаги, проверяют механизм подачи вручную. Для его срабатывания нажимают на рычаг 1 (рис. 4.38), он должен немного перемещаться и обязательно возвращаться в исходное состояние (каретка прй движении вправо своим корпусом также нажимает на него). Шестерни должны провернуть вал подачи (рис. 4.41). Проверяют работу указанных узлов и устраняют неисправность.

Перечень номеров запасных частей для ремонта принтеров приведен в табл. 4.2.

Примечание. Плата каретки для модели «НР DJ 1220» огтшчается от аналогичной платы для модели «НР 02 1180» наличием разъема для подключения оптического датчика определения края листа по оси X (он крепится на корпусе каретки). Поэтому при подобной замене плат в первом случае придется установить разъем и подключить датчик.

Следует заметить, что, хотя каталожные номера в разных моделях принтеров могут отличаться, узлы и детали могут быть одинаковыми или поставляться в сборе для определенной модели. Не указанные в табл. 2 детали и узлы принтеров «НР 1220/1280/9300» такие же, как и в модели «НР 01 1180».

Используются технологии uCoz