Рабочие процессы в бесконтактных вентильных двигателях постоянного тока
 

Скачать книгу из которой взят данный материал

§ 5.7. Рабочие процессы в бесконтактных вентильных двигателях постоянного тока

Бесконтактный двигатель постоянного тока является органическим объединением электромеханического и полупроводникового преобразователей.

Принцип действия ВДПТ. Вентильный двигатель постоянного тока (ВДПТ) выполняется на основе полупроводникового инвертора и бесконтактного двигателя переменного тока с обмоткой якоря на статоре и магнитными полюсами на роторе. К вентильным относятся двигатели постоянного и переменного тока (репульсионные) с обмотками на роторе, питаемыми через щеточный контакт. Однако термин «вентильный двигатель» (ВД) все чаще становится синонимом ВДПТ и в таком смысле используется при дальнейшем анализе.


Рассмотрим работу ВД, в котором двигательная часть содержит двухполюсный ротор и трехфазный

якорь С катушками АА', ВВ'У рис 5.23. Схема бесконтактного двигателя СС\ а в качестве инвертора    постоянного    тока

используется инвертор тока,

обеспечивающий, как известно, неизменное значение первичного тока благодаря индуктивности Сд (рис. 5.23). Инвертор И собирается на управляемых полупроводниковых элементах — тиристорах или транзисторах (для ВД малой мощности). Управление инвертором в наиболее простом варианте осуществляется системой управления СУ с помощью бесконтактных датчиков положения ротора ДПР. Помимо ДПР в ВД могут использоваться датчики, фиксирующие положение амплитуды полного магнитного потока, длительность периода коммутации вентилей (угла у) и др., а также датчики, сигналы которых пропорциональны напряжению и току двигателя (датчики нагрузки). Конструкция ротора ВД такая же, как у любого из рассмотренных ранее БСГ.

Пусть в момент /1 ротор и связанный с ним поток возбуждения Фв занимают положение, изображенное на рисунке, а ДПР включают соответствующие полупроводниковые элементы фазы А и протекающий в катушке А А' ток 1АА, создает поток ФА^\), направленный под некоторым >глом к потоку фв. Благодаря магнитным силам ротор начнет поворачиваться так, чтобы поток Фв совпал с потоком CDa(^i). Когда оси потоков Фв и Фа(^) сблизятся, ДПР дают сигналы на переключение соответствующих элементов инвертора, благодаря чему возникает ток 1в'в в фазе В, а ток /аа' исчезает. Порядок индексов в обозначении тока соответствует его направлению в проводниках катушек. Поток якоря скачком переводится в положение Фв(72), что вызовет дальнейший поворот ротора против часовой стрелки. При сближении осей потоков Фв и Фвf^2) по сигналу ДПР элементы инвертора опять переключаются, возникает ток 1Сс в катушке фазы С, фаза В отключается, создается очередное скачкообразное перемещение Ф на 60° в положение Фс(7з)> что приводит к дальнейшему повороту ротора, затем создается ток 1а а и т. д. Обычно на роторе ВД имеются высокопроводящие контуры (демпферные обмотки, полюсные наконечники и др.)» которые согласно известному правилу Ленца стремятся ослабить изменение магнитного потока в роторе. Поэтому скачкообразные перемещения потока относительно ротора сглаживаются и для ВД средней и большой мощности можно полагать, что поток якоря вращается равномерно со средней скоростью ротора, т. е. в МДС якоря превалирует первая гармоника, создающая синхронно вращающееся поле, а высшие гармоники МДС подавляются демпфирующими контурами.

Вращение ротора, в свою очередь, приводит к наведению в обмотках якоря ЭДС вращения, которая, как известно, пропорциональна частоте вращения ротора п и потоку. Форму кривой ЭДС вращения в первом приближении можно считать синусоидальной. ЭДС вращения, подобно ЭДС коллекторных и синхронных двигателей, стремится скомпенсировать приложенное к якорю напряжение. Ясно, что чем больше подводимое к двигателю напряжение, тем больше должна быть компенсирующая его ЭДС, а следовательно, и частота вращения ротора. Таким образом, один из способов регулирования частоты вращения п двигателя связан с изменением напряжения питания. Другой способ регулирования п основан на изменении значения Фв (например, с помощью тока возбуждения, если в ВД имеются обмотки возбуждения). Если уменьшать Фв, сохраняя неизменным напряжение питания, то для поддержания требуемой ЭДС вращения двигатель ускорится до больших значений п. Третьим способом регулирования п является увеличение угла опережения включения катушек на статоре по отношениию к положению ротора, что обычно также приводит к ускорению ротора.

Таким образом, в ВД имеются вращающаяся МДС якоря и ротор с магнитными полюсами, вращающийся с той же (синхронной) скоростью, что и МДС якоря, и индуцирующий в якоре синусоидальную ЭДС вращения. Это позволяет в дальнейшем анализировать ВД на базе теории синхронных машин.

В то же время при определенных условиях ВД по происходящим в них процессам близки к коллекторным двигателям постоянного тока. Поэтому в ряде случаев можно исследовать ВД по средним параметрам с использованием элементов теории классических машин постоянного тока, как это показано ниже.

Инвертирование тока в ВД. Инвертирование тока в ВД осуществляется с помощью известных инверторных схем, особенности работы которых определяются типом полупроводниковых элементов. В ВД малой мощности инвертор содержит транзисторы, работающие в ключевом режиме, которые включаются и отключаются от ДПР в нужные моменты времени. Инверторы на транзисторах, используемые для питания ВД, подробно рассмотрены в технической литературе. Для ВД повышенной мощности в инверторе применяют тиристоры.

Рис. 5.24. Трехфазный мостовой инвер' тор с машинной коммутацией


Их включение обеспечивается сигналами, зависящими от положения ротора, а отключение требует создания паузы рабочего тока (см. § 5.1). Наиболее рациональный способ отключения тиристоров в ВД обеспечивается в схемах с естественной коммутацией (называемой также машинной коммутацией). Суть последней заключается в использовании ЭДС вращения, наводимой в якорных обмотках, для создания паузы тока в тиристорах. В тиристорных инверторах ВД можно применять и искусственную комутацию, при которой пауза тока в тиристорах создается с помощью специальной электрической схемы, обычно содержащей вспомогательные конденсаторы.

Рассмотрим трехфазный мостовой инвертор тока на тиристорах с машинной коммутацией, широко используемый в силовых ВД. Его схема приведена на рис. 5.24, а временные диаграммы напряжений и токов — на рис. 5.25. Под ид, ив, ис, как и в генераторах, понимаются мгновенные фазовые значения напряжений на зажимах обмоток фаз машины, определяемые ЭДС обмоток за вычетом падений напряжения из-за реакции якоря, падений напряжения на индуктивном сопротивлении рассеяния и внутреннем омическом сопротивлении обмоток фаз. Возможность использования в качестве иА, ив, ис, так называемой неискаженной ЭДС машины обсуждалась при рассмотрении ВГ.

Схема соединения вентилей соответствует полярности приложенного напряжения и а: плюсовой зажим подключен к вентилям 1, 3, 5 анодной группы (рис. 5.24), минусовый — к вентилям 2, 4, 6 катодной группы. Положительные значения фазных напряжений

Мл, Мл, ис соответствуют положительным потенциалам средних точек моста инвертора. Потенциал нулевой точки якорной обмотки ВД будем считать нулевым.

Для того чтобы ток от внешнего источника поступал в якорь ВД, приложенное к входным зажимам инвертора внешнее напряжение иа должно в среднем несколько превышать линейные напряжения на обмотках. Входной ток инвертора сглаживается индуктивностью Ад.


Пусть на интервале Фо— ток течет через вентиль 1 фазы А и вентиль 2 фазы С (рис. 5.25). Протекание тока через тиристоры 1 и 2 обеспечивается тем, что потенциал е' верхнего зажима инвертора (общего анода) больше иА на величину внутреннего падения напряжения в вентиле, т. е. к вентилю 1 приложено прямое напряжение. Аналогично, потенциал е” нижнего зажима инвертора (общего катода) несколько ниже ис, поэтому к вентилю 2 также приложено прямое напряжение. Разность иа=е'е" равна напряжению, приложенному извне к входным зажимам инвертора. Очевидно, что иа меняется во времени, но его среднее значение постоянно и равно напряжению питания (если не учитывать омическое сопротивление дросселя Ад) . Отличие мгно-

Рис.

ний

5.25. Временные диаграммы напряжені, токов (б., г) и противоЭДС И) трехфазного мостового инвертора


венных значений иа('д') от На обеспечивается за счет ЭДС самоиндукции в индуктивности Ад.

Как известно, работа инверторов характеризуется углом опережения (3 между моментом начала коммутации и моментом, когда пересекаются кривые и('&) коммутирующих фаз (точка а на рис. 5.25, а). Кроме того, часто фиксируется угол р0 между моментом начала коммутации и моментом пересечения кривых ЭДС х.х. Єо($) коммутирующих фаз. Так как сдвиг фаз между £0 и О

Соответственно с учетом (5.87) момент

М = Я/«)р = СМ£ИФ/(5.89)

где

СМ = РМ/{2УГ 3).    (5.90)

Формулы (5.87) и (5.89) подобны аналогичным формулам коллекторных двигателей постоянного тока. Специфика ВД для записанных выражений проявляется в наличии коэффициента &и и использовании полного потока Ф с учетом реакции якоря, которая приводит к существенному размагничиванию машины. Если реакция якоря проявляется слабо, то ВД по протекающим в нем процессам ближе к коллекторному двигателю постоянного тока, чем к синхронному двигателю.

Как следует из (5.85) и (5.87), частоту вращения ВД можно регулировать, изменяя напряжение питания, активное сопротивление в цепи якоря, ток возбуждения и угол опережения инвертора Р = 6Н + у. Первые три способа такие же, как для коллекторных двигателей постоянного тока, четвертый является специфическим ДЛЯ ВД.

Для ВД зависимость частоты вращения п от нагрузки и потребляемого тока носит неоднозначный характер. Если мощность двигателя мала, размагничивающая реакция якоря проявляется незначительно и сопротивление Ка существенное, то при увеличении главную роль играет уменьшение числителя в (5.87) и п падает, как в обычном коллекторном двигателе.

При относительно большой мощности ВД, когда сопротивление /?а мало, а реакция якоря, вызывающая снижение потока Ф, значительна, увеличение и вызывает превалирующее снижение знаменателя в (5.87) и п возрастает. Очевидно, что такой режим ВД обладает пониженной устойчивостью.

§ 5.8. Обобщенный анализ вентильного двигателя

Проведем обобщенный анализ ВД с учетом регулирования, реакции якоря и коммутации вентилей при произвольном числе фаз т для различных схем инвертора. Двигатель работает в режиме машинной коммутации. Полный магнитный поток, создаваемый индуктором и якорем, наводит в смежных обмотках фаз якоря синусоидальные напряжения щ~\('0), и/(0), щ.и ('б'), где -6'=со/. Вентили инвертора включаются с углом опережения р и через них под действием подводимого напряжения текут токи ^-Дд), ТД#), ^•+1(Ф), встречные относительно наведенных напряжений. Коммутация происходит в пределах угла у» а полный потребляемый ток постоянен благодаря сглаживающему дросселю, т. е. ^-ДФ) + -ИДО)=/<* во время коммутации и /Д#)=/й вне угла у (рис. 5.29). В дальнейшем для упрощения формул знак минус перед токами ходной мощности. Возрастание п при больших Та можно объяснить превалирующим действием реакции якоря. Относительный момент двигателя в режиме DaTa = const рассчитывается как М=п~{\ он достигает максимума в области 7^0,6 ... 0,7.

§ 5.9. Вентильные двигатели малой мощности

В ВД малой мощности (до сотен ватт) реакции якоря и коммутация не играют существенной роли и анализ таких двигателей существенно упрощается. Поскольку активное сопротивление обмотки якоря Ra в маломощных двигателях относительно велико, уравнение напряжений для них, согласно (1.10), записывается в виде

ис = —£ JXaJd^r JXaqiJ^c(J -\~R^>    (5.116)

где — напряжение сети (инвертора).

Рис. 5.36. Векторная диаграмма ВД малой мощности (а), его механические характеристики при различных индуктивностях якоря (б) и при регулировании напряжения с помощью ШИМ (б)

В ВД малой мощности обычно используются постоянные магниты без развитых полюсных наконечников, поэтому можно принять Хаа~Хад = Ха и переписать (5.116) в виде

ие = -Ё0 + а/а + ;-Ха[ч + ва1 + ш.    (5.117)

На рис. 5.36, а построена типичная векторная диаграмма маломощного ВД согласно (5.117), для которого падение напряжения на продольном индуктивном синхронном сопротивлении (Ха) невелико. Электромагнитная мощность фазы ВД

Рт = Е0/ со5ф.    (5.118)

С учетом геометрических соотношений,    вытекающих из рис.

5.36. а. имеем

Р = [Е^(Х*+1?)\1ис№совВ+Х    (5.119)

где Х—Ха + Хаа.

В ВД небольшой мощности, как отмечалось выше, используются инверюры на транзисторах, например трехфазный мостовой инвертор (рис. 5.37). Его отличие от аналогичного тиристорного инвертора (см. рис. 5.24) в том, что тиристоры 1 ...6 заменены транзисторами, зашунтированными диодами с обратной полярностью, которые, в частности, защищают транзисторы от перенапряжений при коммутации токов. Как включение, так и отключение транзисторов

осуществляется от системы управления по сигналам от ДПР. Для маломощных ВД также применяют более сложные схемы инверторов — тиристорно-транзисторного типа, позволяющие улучшить качество инвертирования тока (см. ниже).

і 1

і 2

г

- k

і

і 1

і 2

lïL

Рис. 5.37. Трехфазный мостовой инвертор на на транзисторах


Если в ВД используются постоянные магниты, то выбор рационального режима магнитов может проводиться по максимуму магнитной энергии в рабочем зазоре, как это осуществлялось, например, для магнитов на базе РЗМ при нахождении Вм. opt и Ям. ont согласно рис. 2.12 (см. § 2.6).

§ 5.10. Особенности конструктивного исполнения и области применения вентильных двигателей

Специфическим элементом ВД является блок датчиков, фиксирующих положение ротора (ДПР) или магнитного потока. Существует большое многообразие ДПР. В относительно мощных двигателях наибольшее распространение получили индукционные ДПР. Одна из возможных конструкций такого ДПР представлена на рис. 5.38. Датчик положения ротора состоит из закрепленного на статоре шихтованного Ш-образною сердечника 1 с первичной 2 и вторичной 3 обмотками. На роторе размещаются магнитомягкие накладки 4, которые при определенном угле поворота ротора примыкают через зазор к среднему и одному крайнему выступам сердечника 1. Обмотка 2 на среднем выступе питается от генератора высокой частоты (более 1,5 ... 2 кГц). Когда под сердечником 1 накладки 4 нет, сигнал в выходной обмотке 3 отсутствует благодаря симметрии магнитной системы. Если накладка 4 располагается под сердечником /, то симметрия магнитной системы нарушается и в обмотке 3 появляется высокочастотный трансформаторный сигнал, который поступает на усилитель и преобразуется в прямоугольные импульсы, подаваемые на управляющие электроды соответствующих тиристоров инвертора.

Существуют также ДПР на основе магнитодиодов, резко изменяющих свое сопротивление при наложении магнитного поля, а также оптические ДПР, в которых может использоваться система зеркал на роторе, отражающих световые сигналы от фотодатчиков в фотоприемники на статоре. Другой вариант фотоэлектрического ДПР содержит неподвижные, расположенные друг напротив друга, фотодагчики и фогоприемники (например, светодиоды), между которыми вращается закрепленная на роторе фотоширма с прорезями.

Для маломощных ВД ведутся работы по созданию датчиков и коммутаторов инвертора, связанных в единое коммутирующее устройство на базе фотоэлементов и полупроводниковых микросхем.    Вид А 1 2 3

Если требуется глубокое регулирование частоты вращения двигателя, применяют ДПР типа бесконтактного сельсина. Такой ДПР содержит на статоре первичную распределенную трехфазную обмотку, питаемую током повышенной частоты (/ = 5... 10 кГц), и выходную обмотку катушечного типа. К обеим обмоткам примыкает стальной осесимметричный магнитопровод. Ро- Рис- 5-38- Индукционный датчик тор ДПР содержит несимметричный    положения ротора


стальной сердечник, отделенный рабочим зазором от магнитопровода статора и первичной обмотки. Вращающееся магнитное поле, созданное первичной обмоткой, периодически искажается за счет несимметрии сердечника ротора и в выходной обмотке наводится напряжение иВых с частотой [Вых = =    А/, где А! определяется частотой вращения ротора и обычно

составляет 5... 10 % от Такой ДПР фиксирует, во-первых, положение ротора, определяемое фазой нВых, и, во-вторых, частоту вращения, причем благодаря тому, что    блок управления полу

чается простым и легким.

Датчики, фиксирующие положение амплитуды полного магнитного потока двигателя, могут либо реализовываться на базе датчиков Холла, либо реагировать на насыщение магнитной цепи. Одна из возможных конструкций индукционного датчика с насыщающейся цепью содержит магнитопровод с двумя катушками — первичной, питаемой однополярными импульсами тока, и вторичной, подключенной к системе управления инвертора. Магнитопровод датчика сопрягается с основным магнитопроводом статора. При прохождении мимо датчика максимального полного потока магнитопровод датчика насыщается, что приводит к изменению импульсов, наводимых во вторичной обмотке. Эти изменения фиксируются

В целом можно считать, что ВД — один из наиболее перспективных типов электрических двигателей, внедряемых в самые разнообразные области техники быстро нарастающими темпами. Особенно перспективны ВД для автономных энергоустановок с первичным источником электроэнергии постоянного тока, работающих в сложных окружающих условиях (например, для установок с солнечными батареями или топливными элементами, электромобилей с высокоэнергетическими аккумуляторами и т. п.).

2    3    4-    5    6    7    8    9

16    15    П    13    12

Рис. 5.39. Конструкция ВД мощностью 10 кВт для электромобиля

Для улучшения массогабаритных и энергетических показателей ВДПТ и автономных энергоустановок в целом целесообразно использовать в них повышенное напряжение постоянного тока (250... 400 В).

В качестве примера рассмотрим более подробно ВД для следящего электропривода, разработанный в Московском авиационном институте под руководством доц. Я. Я. Куликова. Мощность двигателя 500 Вт, напряжение питания 250 В, КПД 85% (с учетом потерь в цепях управления), номинальная частота 5000 об/мин с диапазоном регулирования 1 : 100. Масса двигателя 2,3 кг, масса инвертора и блока управления 2 кг. Двигатель содержит на статоре якорь с трехфазной обмоткой 1 (рис. 5.40), питаемой от инвертора, и четырехполюсный индуктор на роторе, состоящий на призматических радиально намагниченных магнитов 2 из материала КС-37А (см. табл. 2.2). Магниты приклеены к магнитомягкой втулке 3 и стянуты снаружи тонкостенной немагнитной обечайкой 4. На торцах индуктора размещаются латунные шайбы 5. Корпус двигателя 6 оребрен для лучшего теплоотвода. На боковом щите расположен

Рис. 5.40. Конструкция ВД мощностью 500 Вт для следящего электропривода

блок ДПР 7 типа бесконтактного торцового сельсина. Питание двигателя осуществляется от тиристорно-транзисторного инвертора (рис. 5.41). Он содержит тиристоры Т1... Тб, зашунтированные диодами Д1... Д6, по которым ток якоря замыкается в коммутационные периоды. От средних точек моста напряжение подается на три фазы якорной обмотки. Сигналы от ДПР, пройдя маломощные каскады формирования (на схеме не показаны), поступают на входы 1 ...6 усилительных транзисторных каскадов К1... Кб, содержащих оптроны О для гальванической развязки цепей, а затем подаются на управляющие электроды тиристоров, включая их в последовательности, соответствующей рис. 5.25. Паузы тока в тиристорах для их отключения в нужные моменты времени создаются с помощью транзисторных ключей Т7 и 75, через которые подается питание на анодную и катодную группы тиристоров. Управление транзисторами обеспечивается усилительными каскадами К7 и К8, на входы которых 7 и 8 поступают импульсы заданной длительности, формируемые по сигналам от ДПР (их задних фронтов) через ждущие мультивибраторы (на схеме не показаны) и отключающие Т7 и Т8 на время паузы тока. Поскольку двигатель питается повышенным напряжением постоянного тока, для надежной работы транзисторных ключей 77 и Т8 необходимо управлять ими таким образом, чтобы при включении транзистора коллекторный ток нарастал медленнее, а при отключении транзистора падал быстрее, чем напряжение на

Вид А (крышка снята)


245